Все образовательные методы характеризуются по трем основным признакам. К ним относятся методы и цели учебного процесса, способы усвоения нового материала, и характер взаимодействия учителя и учеников. Все они отображают способы работы учителя, способы учебной системы для учащихся, и их взаимодействие для построения наиболее эффективного учебного процесса. Это позволяет достичь максимальной эффективности.
Большинство образовательных и учебных методик подразделяются на несколько видов, которые зависят от того, как учитель взаимодействует с учениками.
Наиболее распространенным является информативно-рецептивный метод. Он основывается на предоставлении учителем готовых данных, которые учащиеся обрабатывают также в готовом виде.
Репродуктивный метод. Данный метод предполагает воссоздание учителем деятельности, о которой он уже сообщал ранее, а также предоставлял образец. Во время этого метода ученики неоднократно выполняют задание по образцу, повторяя одно и тоже действие. Это дает возможность овладевать новыми навыками. Это наиболее эффективно для повторения и закрепления нового материала.
Существует также исследовательский метод. Используя его учитель предоставляет ученикам новые задачи и проблемы, организовывая таким образом творческую деятельность. Задачи создаются учителем во время учебного процесса, и их сложность выстраивается по возрастающей, по мере повышения степени подготовки учащихся.
Эвристический или частично-поисковый метод, во время которого учителем ставится задача, а ученики выдвигают возможные варианты решения. Или же учитель предоставляет факты, а ученики, на их основе, делают выводы. Наиболее ярко этот метод проявляется, когда на несколько взаимосвязанных вопросов учителя обучающиеся предоставляют составляющие, которые ведут к решению проблемы.
Последний - это метод проблемного изложения. Учитель ставит задачу или проблему, и при этом сам находит для нее решение, и в процессе поиска показывает различные пути изложения и поиска решения указанной задачи.